Вижу у многих каналов рассуждения о русском национализме, почему он в своё время не удался, не удаётся и сейчас
Вижу у многих каналов рассуждения о русском национализме, почему он в своё время не удался, не удаётся и сейчас.
И вот увидел у одного из видных публицистов русского национализма начала ХХ века Михаила Меньшикова запись от 1911 года. В ней он постепенно доходит до мысли «Братцы! А ведь власть государева – антирусская!» Круг его людей оборачивается вокруг и вдруг видит, что в политике и науке правят немцы, в финансах – евреи, все нацокраины, от поляков, финнов и прибалтов до кавказцев и среднеазиатов, живут легче и привольнее, чем русские. И особенно – русские крестьяне, это покорное и неприхотливое топливо государственности.
В частности, Меньшиков пишет про национальную политику на Кавказе:
«Вчерашняя телеграмма гласит о том, что «революционное разбойничество усиливается в Закавказье». А в Прикавказье продолжают действовать шайки горцев, нападая даже на поезда у крупных станций, как, например, в недавнем ужасном преступлении у Минеральных Вод. Оба склона Кавказского хребта находятся во власти анархического разложения, которое завершает собою политику долгих десятилетий. Кавказ, как известно, был присоединен к России после пятидесятилетней сокрушительной войны. Каждая скала там, что называется, облита русской кровью, и недаром далось нам это чудное царство снеговых гор и райских долин! Казалось бы, завоевав наконец опустошенный край, сказочно богатый, следовало отдать его в награду победителю, именно народу русскому, и никакому иному.
В отвоёванную часть Кавказа в 1819 году переселили 500 семейств... Вы думаете, русских? Нет - вюртембергских, из которых были образованы немецкие колонии в Тифлисской и Елисаветпольской губерниях. Колонистам были отведены лучшие казённые земли и даны всевозможные льготы. Затем, после войны 1826-1828 годов, мы переселили в Закавказье в течение двух лет свыше 40.000 душ... русских поселенцев? Нет - персидских и свыше 84.000 турецких армян.
Им были отданы лучшие земли в Елисаветпольской и Эриванской губерниях, а также в трёх уездах Тифлисской губернии. Скажите, это похоже сколько-нибудь на русскую национальную политику? Для водворения армян было отведено 200.000 десятин казённых земель и куплено более чем на 2. 000.000 рублей земли у мусульман.
Неужели же, однако, у самой России тогда не было народа, нуждавшегося в земле? Так как тогда почти вся русская земля была или помещичья, или казённая, то мечтой каждого из многих миллионов крестьян - и мечтой несбыточной - было иметь хоть клочок своей земли да свободно работать на нём. И вот «национальное» правительство наше заботливо выписывало из далёкой Германии немцев, выписывало персов, выписывало армян, даром (то есть за счёт русского народа) отдавало им завоеванные земли, тратило казённые (то есть русского народа) миллионы для их благоустройства. Кроме выписанных армян, как только стала известна благотворительность русской власти, хлынули целые полчища их соплеменников, так что уже тогда число их превысило 200 тысяч.
Наша казна делала немалые жертвы, чтобы заселить чудное Черноморское побережье. Вы думаете - русскими людьми? Нет. Боже сохрани. На казённый счет привозили из Малой Азии тех же армян и греков. Вы скажете: это естественно, ибо армяне и греки - южане и более приспособлены к жаркому климату Абхазии. Но казна руководствовалась, очевидно, не этим, ибо, кроме армян и греков, для заселения завоеванного благодатного края выписывала также эстов, латышей, чехов, и всем им отводились лучшие земли».
















