В шаге от гибели: как Евдокия Котлярова помогала партизанам и едва избежала расстрела
Когда Евдокии Котляровой было 14 лет, ей едва удалось избежать гибели от рук немецких фашистов.
О том, как Котлярова помогала советским партизанам и за что на ее глазах расстреляли деда, читайте в материале Sputnik.
Sputnik, Бадри Есиава
Украденное детство
В феврале этого года Евдокии Котляровой исполнилось 95 лет. Она живет в Гагре вместе с сыном Владимиром. Три года назад она упала и больше не смогла встать на ноги, с тех пор передвигается только на инвалидной коляске.С тех трагических событий, которые она пережила во время Великой Отечественной войны, прошло 80 лет. Многое уже стерлась из ее памяти, но самые эмоциональные моменты Котлярова помнит довольно отчетливо.
Она родилась в селе Колодежное Воронежской области 3 февраля 1930 года и была единственным ребенком в семье.
Ее отец Ефим рано ушел из жизни, и Котлярова его совсем не помнит. Когда ей было пять лет, она вместе с матерью переехала в Абхазию. Мама Евдокии была одной из тех, кто строил дорогу к озеру Рица и железную дорогу.
По рассказу ветерана, жить в Абхазии было комфортно и самое главное – здесь царил мир. Она даже выучила абхазский язык и говорила только на нем. Все изменилось летом 1941 года, когда Котлярову отправили погостить к деду в Ростовскую область. Именно там ее застала война.
Вскоре село заняли немцы и правили они железной рукой. Расстреливали людей без суда и следствия, пытали и сжигали заживо целые семьи, заперев их в сараях.
Такое не забывается
Еще совсем юная Евдокия была вынуждена находиться на захваченной врагами территории и лишь надеяться на то, что ей удастся избежать страшной участи.По рассказу пенсионерки, ее дед был рыбаком. Он помогал доставлять записки партизанам – цеплял записки на крючок удочки и перебрасывал на другую сторону реки.
"Дедушку схватили, но на крючке был червяк, а не бумажка. Они издевались над ним, били. Его расстреляли на моих глазах. Бедный дедушка. Мне больно это вспоминать", – поделилась Котлярова.
После расправы над дедом, нацисты намеревались расстрелять и его внучку, но Евдокию спасла соседка, пожилая женщина, которая упала на колени перед солдатами и умоляла их пощадить ребенка. Девочке сохранили жизнь.
Но если бы захватчики узнали, что Котлярова собирала эти записки среди сельчан и встречалась с партизанами, которые передавали через нее послания, то вряд ли смогли бы найти в себе человечность и пощадить ее.
За то, что Евдокия Котлярова, рискуя своей жизнью в столь юном возрасте, внесла вклад в достижение победы, ее причислили к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны.
Выбраться с оккупированной территории Котляровой помог дядя. Он вывез ее из Ростова-на-Дону и привез обратно к матери в поселок Бзыбь, где они тогда жили.
"Здесь, слава богу, не горело ничего, войны не было, и мы жили, как все. А там была война. Ни одного человека не оставляли в живых. Ни маленьких, ни взрослых. Даже сараи с маленькими детьми запирали и поджигали", – рассказала Котлярова.
Пенсионерка призналась, что увиденное во время войны все еще ее преследует. Иногда эти трагические события ей снятся в кошмарах, от которых она просыпается в холодном поту.
В республике жизнь Котляровой наладилась. Вдали от войны она окончила школу и институт, устроилась на работу в Гагре оператором по продаже авиабилетов, вышла замуж за военного Владимира Дубовко, у них родился сын, которого назвали в честь отца.