WarGonzo: Про пистолет, который ни разу не выстрелил, но спас пять человек
Про пистолет, который ни разу не выстрелил, но спас пять человек.
Постоянный автор @wargonzoМарианна Котова пообщалась с командиром медсанбата Героем Абхазии Баталом Кобахия, который во время грузино – абхазской войны 1992-1993 годов спас сотни людей, ни разу не воспользовавшись оружием.
Он, историк и археолог, не стал долго размышлять, что делать, когда на Сухум двинулись грузинские танки и обрушилась военная авиация. Батал Кобахия отправился на поиски оружия, стал спрашивать у друзей, где взять автомат или ружьё.
«Даже опытные вояки не знали, где взять автоматы, не то что я, который за свои пацифистские взгляды не раз подвергался травле в университете, – рассказывает Батал Кобахия. – Когда война приходит в твой дом, совсем не до пацифизма, надо защищать родину, каким бы гуманистом ты ни был».
Так вышло, что в поисках орудия молодой историк добрался до окраины Сухума, где шёл ожесточенный бой. Безоружный он мог лишь помогать вытаскивать раненых и грузить в скорую помощь.
«Я вытащил одного, второго, десятого. Делал кикие-то перевязки. Но попытки добыть автомат не бросал, – рассказывает Батал Кобахия. – Но друзья были в ужасе от самой идеи, что я могу взять в руки оружие и стрелять»
Одним из них был легендарный Мушни Хварцкия, тоже археолог, а в будущем командир западного фронта. Как рассказывает Батал Кобахия, он сказал ему, что если люди увидят в руках Батала АКМ, то решат, что дела у нас совсем плохи, раз уже даже он взялся за автомат.
Так орудием Батала Кобахия стали шприцы и бинты. Но к середине войны он все же обзавёлся пистолетом. Глава верховного совета Владислав Ардзинба выдал ему ПМ. Предстояло июльское наступление и Батал, как командир медсанбата не хотел оставлять медсестёр совсем безоружными и попросил у главнокомандующего пистолеты. Тот выдал оружие медикам, в том числе и Баталу.
«Я послушно взял пистолет, но то, что его нужно заряжать, я и не сообразил, таскал с собой, думая, что выдали мне его уже с патронами. Только спустя какое-то время боевая подруга обратила внимание, что я ношу пустой пистолет. Ей я его и отдал», - рассказывает Батал Кобахия.
Но совсем скоро пистолет к нему вернулся. Соратница очень хотела, чтобы командир медсанбата вошел в Сухум с оружием. В конце сентября 1993-го предстояло наступление на столицу Абхазии. Она зарядила оружие и вручила ему уже готовый к бою пистолет. Сама девушка погибла за 15 минут до освобождения Сухума. Её разорвало снарядом прямо в центре города.
Война закончилась, и началось решение гуманитарных вопросов. Батал Кобахия занялся поиском попавших в плен товарищей. За информацию об одном из них у него попросили пистолет.
«Я ни на минуту не задумываясь отдал пистолет. И так смог вытащить пять или шесть человек из плена, рассказывает Батал Кобахия. – Потом у меня чуть защемило в сердце, ведь его мне выдал сам Владислав. Я ему потом рассказал, куда дел это наградное оружие. А он ответил, что ничего более важного пистолет и не мог сделать, чем спасти людей».
Так, не совершив ни единого выстрела во время войны, пистолет спас несколько жизней.