WarGonzo: Как абхазский юмор бережёт национальную безопасность
Как абхазский юмор бережёт национальную безопасность.
Постоянный автор @wargonzoМарианна Котова пообщалась с самым известным в Абхазии историком Станиславом Лакоба. И выяснила, какие шероховатости были в отношениях России и Абхазии в 90-е годы. И как чувство юмора помогало выходить порой из самых серьезных кризисных ситуаций.
Дело было весной 95-го года. Президент Грузии Эдуард Шеварнадзе находился с визитом в Москве. Пользуясь приятельскими отношениями с Ельциным, он попытался организовать контроль над движением торговых судов из Турции в Абхазию.
Напомню, в тот период Абхазия находилась в блокаде со стороны РФ. Ельцин никак не хотел признавать победу и независимость новой республики, поддерживая контакты с Тбилиси.
Так вот, торговое судно, вошедшее в воды Абхазии, задержали российские пограничники. Мол, таможенный досмотр суда, следующие в Абхазию, должны проходить в грузинском Поти.
Абхазские военные моряки тоже, не лыком шитые, под руководством Героя Абхазии капатана Александра Воинского вышли к месту инцидента. Но россияне ни в какую. Члены правительства пытаются дозвониться до Кремля, но ответ везде один – «всё через Поти».
Чтобы прояснить обстановку, в Сухум прибыл российский генерал, командующий Северо-Кавказским пограничным округом. Он стал объяснять президенту Абхазии Владиславу Ардзинба, что теперь, запрещено прямое мореходство, все суда отныне будут проходить досмотр в Грузии.
При разговоре присутствовал соратник Ардзинба, Станислав Лакоба, который слушая генерала, и видя растерянность президента, предложил свой вариант решения проблемы. «Ну, что ж, Владислав Григорьевич, придется брать Поти», – заявил Лакоба.
Не видя в этом предложении ни доли шутки, ни доли правды, российский генерал очень сильно попросил не делать резких выводов и движений, и отправился докладывать о ситуации в Кремль.
А ситуация была такова, что в 93-году абхазская армия сумела выдворить из республики гвардейцев Госсовета Грузии, установив суверенитет на территории от реки Псоу, в районе Адлера, до реки Ингур в районе города Зугдиди в Западной Грузии. Но ельцинская Москва не соглашалась с этой победой, всячески навязывая Сухуму различные формы зависимых от Тбилиси отношений.
Но вернемся к нашему эпизоду.
«Через полчаса Владиславу набрал Черномырдин, и сказал, что все отменяется. Ельцин перепутал Поти с Анапой», – рассказывает Станислав Лакоба.
Больше никаких серьезных проблем с торговым судоходством у Абхазии не было.